Главная страницаинтернет приемнаяСтруктура сайта

Администрация сельского поселения «Село Дада»

Российская Федерация → Хабаровский край → Нанайский муниципальный район
Официальный сайт сельского поселения «Село Дада»

Прокурор разъясняет

Заключение договора на оказание социальных услуг как способ социальной адаптации семьи, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации

Тип документа: Прокурор разъясняет
Дата издания документа: 25-Июль-2017

В правоприменительной практике не редко возникают ситуации, когда, по причине стечения неблагоприятных жизненных обстоятельств, будь то утрата жилья, источника дохода, болезнь единственного кормильца законные представители несовершеннолетних, вынуждены на время поместить своих несовершеннолетних детей в приют.
Указанные меры являются эффективным способом предотвращения отобрания детей из семьи в результате наличия угрозы их жизни или здоровью, что особенно актуально для сельской местности, когда отсутствие финансовых средств для отопления жилья в зимнее время может привести к указанным негативным последствиям.
Важно знать, что, исходя из ст. ст. 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации, не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим. Таким образом, своевременное обращение родителя в территориальный центр социального обслуживания за социальной услугой по временному помещению несовершеннолетнего в приют способ стабилизации ситуации в семье без принудительного отобрания несовершеннолетних учреждениями системы профилактики безнадзорности.
По смыслу положений Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является, в том числе, поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания.
При этом, в заявлении, родитель в обязательном порядке, должен указать обстоятельства, побудившие его обратиться за социальной услугой, а также срок, на который родитель намерен оставить ребенка на полном государственном обеспечении.
Так, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме которое он, в праве обжаловать в судебном порядке в случае необоснованного отказа.
На основании принятого решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, уполномоченным органом, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, помещаемого в приют в которой определяются основные мероприятия и объемы предоставляемой социальной услуги. Указанный документ разрабатывается на определенный срок, с учетом срока, указанного родителем в заявлении о рассмотрении возможности предоставить соответствующую социальную услугу.
По общему правилу, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
При этом, существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также устанавливается предмет достигнутого между сторонами соглашения, сроки и условия предоставления услуги, порядок предоставления акта приемки-сдачи оказанных учреждением услуг, порядок взаимодействия сторон, основания для изменения и расторжения договора, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Заключение договора на предоставление социальной услуги, создает гарантию исполнения родителем возложенных на него обязанностей по воспитанию помещенного в приют ребенка, а также является профилактикой необоснованного оставления ребенка в приюте в отсутствие правовых оснований, так как, в случае неисполнения родителем договорных обязательств, а также несоблюдения срока в течении которого родитель обязан забрать несовершеннолетнего, помещенного в приют, территориального центра социального обслуживания населения возникают основания для обращения в компетентные учреждения системы профилактики безнадзорности, включая комиссию по делам несовершеннолетних, с целью своевременного принятия мер реагирования в отношении родителя, уклоняющегося от исполнения родительских обязанностей, либо исполняющего их ненадлежащим образом.
На время нахождения в приюте, ребенок находится на полном государственном обеспечении, при этом, законный представитель на период временного устройства ребенка, лишается социальных выплат, которые он получал на содержание несовершеннолетнего ранее.
Важно знать, что родитель, поместивший временно ребенка в приют на основании поданного заявления, фактически, не освобождается от обязанности, в соответствии со ст. ст. 60, 63, 80 Семейного кодекса Российской Федерации воспитывать своих детей, заботиться об их духовном и нравственном развитии, а также нести бремя содержания своего ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста, так как, обращение в учреждение за социальной услугой в отсутствие решения суда об ограничении либо о лишении родительских прав не лишает родителя статуса законного представителя, а значит не освобождает от установленных законом обязанностей.
В соответствии с утвержденным Постановлением Минтруда от 30.01.1997 № 4 единым порядком приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, возврат ребенка в семью осуществляется на основании приказа директора по письменному заявлению родителя в случае, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для помещения ребенка в приют ранее.